ЗА и ПРОТИВ раннего развития Известный педагог-психолог центра «Сократ»

ЗА и ПРОТИВ раннего развития
Известный педагог-психолог, основатель центра психологии, педагогики и профессиональной ориентации «СОКРАТ», троекратный отец Клод-Марк Каминский помог разобраться нам с вопросами на актуальную тему раннего развития детей. Мода или необходимость?

— Г-н Каминский, вы имеете многолетний опыт работы с детьми и подростками. Раннее развитие – это современная тенденция, или вы уже сталкивались с этим явлением в своей долгой практике?
— Принято считать, что концепция раннего развития появилась недавно. Однако уже в XVI веке известный французский писатель Франсуа Рабле пытался использовать идею раннего развития в воспитании главного героя своего романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гаргантюа, по воле автора, с раннего детства изучал 5 языков (в том числе греческий, латинский, арабский, иврит), занимался астрономией и музыкой, геометрией и философией, конным спортом, фехтованием и борьбой, изучал историю религии. Гаргантюа легко справлялся со всеми заданиями, но не надо забывать, что, во-первых, он был настоящим великаном, а во-вторых, это все-таки не реальный, а вымышленный человек – персонаж романа. Такой подход к развитию можно назвать количественным. Несколько лет спустя после выхода романа Рабле другой француз, известный философ Мишель Монтень, предложил иную педагогическую концепцию. Ее идея состояла в необходимости научить каждого ребенка мыслить самостоятельно и критически. Эту концепцию развития условно можно называть качественной. Мое мнение заключается в том, что разумнее было бы стремиться к синтезу количественного и качественного подходов. Живя в Москве и общаясь со столичными родителями, я все больше встречаю аналогий с романом Ф. Рабле: каждая мама хочет предоставить своему ребенку максимум возможностей для его благополучной жизни и реализации в будущем. Многие из них считают, что раннее развитие – это расписанный по часам ежедневник ребенка, когда занятия следуют одно за другим, когда нет пустого времяпрепровождения, когда ребенок занят чем-то полезным.
— Так что же такое раннее развитие в правильном понимании? И всем ли детям оно необходимо?
— Говоря про развитие, мы подразумеваем непрерывно происходящий процесс количественных и качественных
преобразований. А добавляя слово «раннее», мы имеем в виду, что этот процесс происходит более интенсивно. Хотя профессионалы-педагоги и психологи знают, что для таких процессов есть специальное слово – «опережающее». Для чего это надо родителям? Именно для того, чтобы не упустить момент, когда развивается то или иное свойство или способность. Так, всем известно, что примерно в возрасте 9-11 месяцев ребенок начинает активно исследовать окружающее пространство, пытается самостоятельно ходить и действовать. Вот и покупается бесчисленное количество ходунков, мягких предметов, звучащих игрушек и т.д. Получается, что, хотим мы того или нет, ребенок развивается по законам природы, а вот помогают ему в этом нелегком деле родители или мешают – это другой вопрос.
— Что бы вы посоветовали, как вести себя родителям?
— Универсальных советов не бывает, но кое-что подсказать все-таки можно. Есть два аспекта вопроса. С одной стороны, объективные критерии оценки развития ребенка. Ведь каждый возрастной период решает конкретные задачи развития. Например, держать головку дети обычно начинают в 2-3 месяца, а пользоваться ложкой – только после года, и никак не наоборот. Можно ли научить ребенка пользоваться ложкой в 4 месяца, стремясь сделать развитие опережающим? А
зачем? Но, скажем, предлагать ему попробовать съесть кашу в 10 месяцев, выложив перед ним несколько вариантов ложек,
не настаивая на том, чтоб ребенок ими воспользовался, – это возможно. Ребенок наблюдает за вами внимательнее, чем вы думаете, поэтому изучит, как вы пользуетесь ложкой, и в какой-то момент обязательно попробует ею воспользоваться. Ваша задача – создать условия для реализации его спонтанного желания.
Второй аспект – это активная позиция родителя по отношению ко всему, что происходит в жизни ребенка. Кроме понятия «возрастная норма», существуют еще и индивидуальные особенности. Такую информацию вы не получите из медицинских справочников или модных журналов. Это как раз тот случай, когда можно прийти к детскому психологу и определить ряд специфических особенностей, которые отличают вашего ребенка от всех других. Думаю, вы со мной согласитесь, что уже к 3 годам и даже раньше малыш проявляет себя довольно ярко и самобытно. В центре «СОКРАТ» мы проводим такую работу. Определяем качества личности и интеллектуальные способности, рекомендуем направления развития и даже прогнозируем интеллектуальную успешность.
— В каком возрасте можно сдавать тест на интеллектуальные способности?
— Обычно к нам обращаются родители, чьи дети собираются в школу или уже являются школьниками. Их интересует направление кружков, секций, дополнительных занятий. Когда ребенок подрастает еще немного, встает вопрос выбора профессии, и здесь мы предлагаем довольно достоверное и обширное тестирование. Родители узнают все об интеллектуальном и личностном
потенциале подростка, получат список рекомендуемых профессий. Но мы всегда рады мамам и папам, которые приводят 3-4-летних малышей. Ведь в этом возрасте активно растет мозг, формируются базовые свойства интеллекта и личности. Парадоксально, но именно в раннем детстве совершаются самые значительные родительские ошибки, хотя родители и дети близки, как никогда. А как
известно, «неправильно застегнув первую пуговицу, уже не застегнешься как следует».
— С какими вопросами и проблемами к вам приходят родители?
— Я бы разделил запросы родителей на три группы.
Первая группа – это вопросы информационного характера: интеллектуальный уровень ребенка, способности к спорту или творчеству, особенности характера, выбор школы или кружка, выбор профессии или отправка ребенка на обучение за границу.
Вторая группа вопросов – школьная проблематика: нестабильная или плохая успеваемость, нежелание учиться, необходимость смены школы или класса, проблемы с памятью или вниманием и многое другое.
Наконец, третья группа вопросов – это конфликты во всем своем многообразии. Родители сильно встревожены. Они спрашивают и просят одновременно: «Что делать?!» Это ситуации, когда ребенок не поддерживает контакт, когда он со всеми ссорится, когда резко меняются его предпочтения и стиль общения, когда родитель перестает понимать, что происходит с ребенком.
Психологи нашего центра подходят к изучению детей с научной точки зрения. Важно не ошибиться, ведь неправильно выбранное направление обучения может привести к неверному выбору профессии и собственной несостоятельности в будущем.

Французский психолого- педагогический центр «СОКРАТ»
Москва, 121002, ул. Арбат, 35
6 этаж, офис 637
+7 (495) 920 94 18
+7 (499) 248 04 34
info@cokrat.com

 

Смотреть в нашем инстаграм ⇒

Автор записи: KIDS RUSSIA MAGAZINE

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *