Взрослый, как проводник в мире чувств и эмоций. Статья доктора психологии Евгении Слепченко.

• Психолог, почётный доктор психологии.
• Специализируется на психологическом консультировании и психокоррекционной работе, индивидуальном коучинге, развитии интеллектуальной сферы.
• Автор и ведущая онлайн и офлайн — программ: «Развитие эмоционального интеллекта», «Личностное и профессиональное самоопределение», «Осмысленное чтение», «Осмысленное запоминание», «Осмысленное слушание», «Интеллект – карты в обучении», «Быстрочтение и мнемотехника».

Личная страница Fb: Евгения Слепченко
Группа Fb: Развивающие онлайн-занятия с Евгенией Слепченко

Взрослый, как проводник в мире чувств и эмоций.

• Сегодня речь пойдёт об эмоциональном интеллекте (ЭИ) — способности человека понимать свои чувства и эмоции, управлять ими, а также распознавать чувства и эмоции окружающих.
Высокий ЭИ является основой стрессоустойчивости, психоэмоционального благополучия, гармоничных отношений с близкими, успеха в профессиональной сфере.
Активное развитие ЭИ происходит в детстве в процессе взаимодействия ребёнка с родителями. Наша реакция на эмоциональное состояние ребёнка либо помогает ему формировать эмоциональную компетентность, либо тормозит это формирование.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные способы родительского поведения, препятствующие развитию эмоционального интеллекта.
• Гиперопека.
Часто мы берём на себя решение жизненных вопросов ребёнка, с которыми он может и должен справляться сам. С подросшими детьми мы ведём себя, как с маленькими – продолжаем опекать их и отгораживать от трудностей, тем самым тормозя их взросление. Но так устроено, что психика человека эффективно развивается лишь в тех случаях, когда получает бесценный жизненный опыт, решая возникающие задачи.
• Чрезмерная эмоциональная нагрузка.
Другая крайность — это погружение психологически неподготовленного ребёнка в новую среду. Например, поездка в лагерь, к которой он не был готов. Чрезмерная нагрузка может быть вызвана сложной семейной ситуацией, с которой он в силу возраста не может справиться самостоятельно — уход из жизни близкого человека, развод родителей.
• Обесценивание.
Происходит в тот момент, когда ребёнок делится с нами своими тревогами, разочарованиями или страданиями, а мы пытаемся убедить его в том, что это пустяк и в этом нет ничего страшного. Тем самым мы даем ему понять — твои чувства не значимы. И ребёнок остается один на один со своими переживаниями, не имея собственного ресурса их переработать.
• Негативная эмоциональная реакция.
Ещё один способ реагирования, когда ребёнок попадает в трудные ситуации – обвинить его в происходящем и отругать. В этот момент в хрупкий эмоциональный мир юного создания помимо его собственных переживаний вклиниваются наши негативные эмоции. И справиться с этой эмоциональной лавиной у него уже нет никакой возможности.
• Эмоциональная отстранённость.
Иногда я встречаю у родителей противоположную реакцию — эмоциональную холодность. В тот самый момент, когда ребёнок особенно нуждается в нашей помощи и поддержке, мы отстраняемся и делаем вид, что ничего не происходит.
• Принуждение.
Тактика принуждения выглядит таким образом — родитель не реагирует на желание ребёнка, не обращает внимание на его психоэмоциональное состояние и заставляет делать то, что считает нужным. Здесь я не имею ввиду ситуации, напрямую связанные с угрозой здоровью и жизни.
Один раз в бассейне я наблюдала следующую картину: мама с папой привели на плавание девочку лет пяти. Она рыдала и категорически не хотела идти на тренировку. Отец, разозлившись, схватил её на руки и понёс в раздевалку, не обращая внимание на сопротивление дочери. Возникает вопрос — будет ли польза от таких занятий плаваньем? Очевидно, что ребёнок испытывает чувство страха и тревоги, а основными условиями эффективного обучения являются заинтересованность и личная мотивация.
При систематическом принуждении у детей нарушается связь с собой, они перестают понимать свои потребности и желания. И когда приходит время, например, выбирать профессию, оказываются в затруднительном положении, потому что не имеют собственных интересов и увлечений.
• Подведем итоги.
Чтобы ребёнок благополучно рос и развивался, ему нужна оптимальная эмоциональная нагрузка, с которой его психика сможет справиться без потерь, получая при этом необходимый жизненный опыт. Когда ребёнок чем-то обеспокоен, с одной стороны мы не должны драматизировать происходящее, а с другой обесценивать его чувства. И здесь наша роль сводится к тому, чтобы помочь ребёнку понять себя и восстановить эмоциональное равновесие. Так как именно мы взрослые на данном этапе жизни являемся для него проводниками в мире чувств и эмоций. О том, как это сделать, мы поговорим в следующем номере.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *